Kingdom Come: Deliverance. Рецензия

За судьбой Kingdom Come: Deliverance я следил с первого дня запуска страницы проекта на Kickstarter в далеком 2014 году. RPG в Средневековой Европе без магии, эльфов и драконов? Уникальная боевая система, основанная на настоящих техниках фехтования? Участие в больших боях и осадах? Заверните все и сразу! Конечно, сомнения в том, смогут ли чехи из Warhorse Studios выполнить все обещания при таком скромном бюджете, тоже были. Но я по натуре оптимист, и хотелось верить в лучшее. Спустя 4 года Kingdom Come все таки добралась до релиза, и я смог с головой погрузиться в Богемию 1403 года. Итоговый результат в каких-то моментах сильно удивил, а кое-где оставил неприятный осадок.

Жанр: RPG
Разработчик: Warhorse Studios
Издатель: Deep Silver
Издатель в России: Бука
Мультиплеер: Отсутствует
Локализация: Субтитры
Платформы: PS4, Xbox One, PC
Дата выхода: 13 февраля 2018 года
PS Store: goo.gl/tD1fFG

Богемский беспредел

Чтобы игрок, незнакомый с историей Чехии, понял откуда растут ноги у местного конфликта, Kingdom Come: Deliverance начинается с длинного вступительного ролика — предыстории. После смерти великого короля Карла IV на трон сел его сын Вацлав, который, к сожалению, не унаследовал талантов отца к управлению страной, а предпочитал вино, охоту и женщин. Местная знать довольно долго терпела «умелого» правителя, но в итоге такой монарх им надоел, и они обратились к младшему сыну Карла, венгерскому королю Сигизмунду. Воспользовавшись моментом, Сигизмунд похитил своего брата, а свою власть решил насадить мечом и огнем.

На фоне таких вот событий, живет себе в Скалице сын кузнеца по имени Индржих, он же Индро. Парень он совсем непримечательный — любит сидеть с друзьями в таверне, ухаживает за местной красавицей и мечтает получить от жизни больше, чем может дать родной дом. Но спокойной идиллии приходит конец, когда к стенам крепости подходят половцы-наемники Сигизмунда. Поскольку владыка Скалицы, пан Радциг Кобыла, довольно богат и является ретивым сторонником похищенного Вацлава, венгерский узурпатор решает разобраться с несогласным лордом и прибрать к рукам его серебро.

Привычная жизнь Индро рушится на глазах — мать и отца убивают половцы, а единственное наследие папы, меч, попадает в руки главаря банды разбойников. В надежде получить отмщение Индржих просится на службу к пану Радцигу, и тот принимает бедолагу. С этого момента и начинается основная история Kingdom Come: Deliverance.

Повествование в игре медленное и приземленное — акцент сделан на максимальном погружении игрока во времена Средневековья. Да и к тому же конфликт очень локальный, разворачивается он на окраине великой страны. События неспешно сменяют друг-друга, до первого крупного поворота сюжета может пройти часов пятнадцать при условии, что вы не будете отвлекаться на побочные задания. Но при этом в Kingdom Come совершенно не дает скучать. Как так?

Все дело в свободе, которую дают Warhorse Studios игрокам. Как именно вы будете решать поставленные перед вами задачи зависит только от вашей фантазии. Нужно догнать подозрительного рыцаря? Не факт, что получится, и придется искать его в соседней корчме. Нужно получить от него важную информацию, но навыков убеждения не хватает чтобы договориться, а ваше вооружение и броня в подметки не годится хорошо укомплектованному солдату? Зарежьте его глухой ночью! И это лишь один пример из многих. Разработчики не подсвечивают маркером абсолютно все возможные решения, не ведут за ручку по каждому заданию, а оставляют простор для действий.

Средневековье как оно есть

Исследование открытого мира в Kingdom Come: Deliverance поначалу завораживает. Вавра, как заядлый реконструктор, воссоздал игровую часть Богемии XV века с тщательной скурпулезностью. Все многообразие построек и окружающий быт словно сошли с учебника истории. Исследовать его интересно, большая часть карты в меню скрыта за пеленой, и возможные интересные места не подсвечиваются знаками вопроса, пока не подойдешь достаточно близко. Из-за этого любое открытие чувствуется значимым и своим.

Но магия достаточно быстро улетучивается. За пределами городов делать особо нечего, случайных событий в мире очень мало. То разбойники нападут, то труп валяется — вот и все разнообразие. Интересных мест тоже недостаточно.

Настоящая же сила и та самая живость мира Kingdom Come, обещанная разработчиками, в его жителях и их реакции на Индро. У всех обитателей есть свое строгое расписание, которому они следуют. Утром они собираются, днем идут на работу, вечера предпочитают проводить в таверне, а ночью спать за закрытой дверью. Если Индржих будет находится на их личной территории, то NPC будут настойчиво просить покинуть ее, а могут и стражу позвать. Торговцы не всегда будут покупать у вас краденное, а обворованные вами люди заметят пропажу. Ночью, если вы идете без света и в темной одежде, то заметившие вас блюстители закона подбегают и требуют зажечь факел. Большинство побочных заданий строго ограничены по времени и нельзя, как в Skyrim, набрать десяток квестов и забить на них на добрых 10-20 часов. Десятки таких вот мелочей действительно заставляют поверить в реальность происходящего. Хотя хотелось бы, чтобы жители этого мира чаще взаимодействовали между собой без участия героя.

Настоящая ролевая игра

А вот что разработчикам действительно удалось, так это создать глубокую ролевую систему. Каждое действие, которое совершает Индржих под управлением игрока, вознаграждается опытом. Часто катаетесь на лошади? Повышаете навык в верховой езде. Любите по ночам ковыряться в чужих замках? Вот вам и сюда плюс один уровень к умению взлома. Влезаете в каждую драку? Улучшаете не только силу и ловкость, но и навыки боя. За повышения уровня можно выбирать разные навыки, которые зачастую еще и взаимоисключающие. Лучшим примером может служить выбор между умениями винного и пивного пьяницы в соответствующем разделе. Ну в какой игре еще можно так?

Запарились Warhorse Studios и с системой экипировки. Свободных слотов одежды у Индро аж четырнадцать, из-за чего в первый раз разбегаются глаза. Да и влияет она не только на показатели защиты. Например, надев на себя шлем со специальным забралом, поле зрения Индро станет ощутимо меньше. Но при этом лазить по ночам в чужие дома в доспехах дело опасное, от шума такой консервной банки проснется не только хозяин, но и все вокруг. Ведь логично, что для «темных» делишек нужно подобрать снаряжение полегче и не такое броское. А вот если хотите покорять всех вокруг, то конечно нужно одеться по последнему писку средневековой моды.

К тому же, на общение с NPC и их реакцию влияет не только ваша одежда, но и ее состояние. К человеку в сверкающей броне, естественно, все будут обращаться с заметным благоговением, «пан рыцарь», и чуть ли не кланяться в ноги, а с плешивым вонючкой могут и вообще не заговорить.

Грани реалистичности

Один из ключевых постулатов Kingdom Come: Deliverance — реалистичность. Он повлиял на многие игровые механики, которые есть в игре. В одни моменты такой подход кажется абсолютно уместным, но в другие его применение просто раздражает.

Возьмем для начала необходимость Индро во сне и еде. Во-первых, это задает абсолютно уникальный темп повествования, поскольку голодный и невыспавшийся герой попросту умрет от изнеможения. Во-вторых, мест где можно поесть и поспать на халяву очень много, из-за чего уж сильно эта механика не докучает.

Боевая система, которая напоминает более проработанную систему из For Honor, играется неплохо. Вместо трех направлений ударов тут целых пять, тоже есть комбинации ударов, правда не такие зрелищные. Невозможность лечится в бою заставляет быть максимально осторожным, не лезть на рожон и учиться читать противника. Но в то же время, как только участников поединка больше чем двое, то происходящее превращается в «кучу малу», а у противников еще и последний интеллект пропадает.

Занимаясь приготовлениям зелий, действительно можно ощутить себя настоящим Средневековым алхимиком. Необходимо, самостоятельно измельчив травы, добавить их в правильном порядке по рецепту, поддерживать огонь необходимое количество времени и т.д. Навык чтения тоже придется выучить отдельно, зачем же такое знание обычному кузнецу. Заранее успокою — можно будет изучить перк, который позволит делать зелья без всех дополнительных телодвижений. Романтика процесса, правда, потеряется.

Но вот, например, с системой взлома замков и стрельбой из лука явно перемудрили. На геймпаде даже самый простой замок требует какой-то невероятной концентрации и ловкости рук. А стрельба из лука без какого-либо маркера кажется совсем уж идиотией. Спрашивается, зачем тогда делать такие базовые вещи для ближнего боя, но убрать для дальнего?

И в этом вся игра. Что-то поражает и кажется выполненным идеально, а что-то сделано исходя из очень странной логики.

Фестиваль багов и лагов приехал в Богемию

Но есть у Kingdom Come: Deliverance ахиллесова пята — оптимизация и баги.

Начать стоит со вступительного ролика, начинающегося при запуске игры. Его невозможно пропустить пока не будет загружено достаточно данных. На обычной PS4 это означает посмотреть его полностью, так что в очередной раз от слов про Карла IV начинает мутить. В стартовом меню игры у объектов на заднем фоне попросту не прогружаются текстуры. В больших городах частота кадров просаживается ОЧЕНЬ сильно, а подгрузки текстур не просто бросаются в глаза, а прямо плюют в них. Дальность прорисовки тоже не сильно далека. В общем, все привычные болячки движка CryEngine на месте. Но при этом, нет-нет да останавливаешься, чтобы сделать красивый скриншот. Особенно на рассвете или закате во время дождя.

Багов у игры тоже достаточно. То персонажи не реагируют на вас никак, то сюжетный скрипт не срабатывает, то они не замечают краж под носом, то на них не срабатывает ваше красноречие, хотя должно. Игра еще и спокойно может вылететь, что очень плачевно при текущей системе сохранений в игре.

Дело в том, что сохраниться руками можно только с помощью специального напитка. Автосохранения происходят только после сна или прохождения конкретной точки главного сюжетного квеста. И идея вроде крутая — заставить игрока ценить свои действия и последствия выбора. Но из-за такого технического состояния игры она не работает как должна. Ведь потерять последнии час-полтора реального времени, умерев от бага на лестнице, мало кто хочет.

Справедливости ради, все эти моменты можно списать на скромный бюджет, около девяти миллионов долларов (копейки по современным меркам), и ограниченность в человеческих ресурсах. Да и разработчики в Twitter-аккаунтах клятвенно уверяют, что все шероховатости будут исправлены, а отзывы игроков принимаются во внимание. Так что, если вы достаточно терпеливы, советую вам подождать крупных патчей.

Kingdom Come: Deliverance — уникальный проект. Невероятно проработанная и затягивающая RPG в открытом мире, пускай и не идеальная в техническом плане, влюбляет в себя не сразу, но наверняка. Это подтверждают и продажи — более миллиона копий за неделю. Если вы любите хорошие игры и цените свободу в них, то Kingdom Come: Deliverance вы просто обязаны попробовать.


8

Что хорошо:

  • Реализм
  • Свобода при прохождении
  • Проработанная ролевая система
  • Разнообразие квестов
  • Боевая система один на один
  • Реакция NPC

Что плохо:

  • Реализм
  • Технические огрехи
  • Мир не настолько живой и разнообразный
  • Истории не хватает масштабности

Комментарии:

Leave a Reply

X