Видеоигры и другие представители массового искусства всегда так далеки от реальности. Так часто мотивацией к действиям героев являются всяческие благородные побуждения, неожиданные сюжетные перипетии и прочие напасти. А почему бы не отправиться в смертельное приключение просто потому что интересно? Ну или хорошенько подзаработать, что, согласитесь, эхом откликается в нашем суровом капиталистическом мире.

Действие игры происходит в миловидной деревушке под названием Ринока. Когда-то давно ее жители обнаружили целый набор из врат, ведущих в иные измерения, что привлекло в окрестности храбрецов со всего света. Они принесли с собой доходы и процветание, а самые удачливые раз за разом доставляли на прилавки местных магазинов невиданные ранее товары. К сожалению, в какой-то момент риск стал слишком велик, и ворота было принято запечатать.

Вот и Уилл, главный герой Moonlighter, рос, слушая рассказы о былых приключениях, и обольщаясь сокрытыми за вратами приключениями. Да и вообще правила существуют, чтобы их нарушать, так что много поводов спуститься в подземелье наперевес со шваброй ему не понадобилось. Захотелось и ладно. А дальше по сценарию — упал, очнулся, туториал. В ходе него все и встает на свои места.

Жанр: Приключение
Разработчик: Digital Sun
Издатель: 11 bit Studios
Мультиплеер: Отсутствует
Локализация: Полная
Платформы: PS4, Xbox One, Switch, PC
Дата выхода: 29 мая 2018 года
PS Store: goo.gl/euY3u9

Другой Лунный свет

Наш протагонист оказывается не только отпетым авантюристом, но и торговцем, ответственным за семейный магазин «Лунный свет». Да, игра названа в честь него. Вне зависимости от того, хочет ли Уилл раскрыть все тайны потусторонних миров или уберечь свой малый бизнес, заниматься ему придется одним и тем же — торговлей. На швабре, как оказалось, далеко не уедешь, а летают на них в иных вселенных, так что на адекватную экипировку нужно будет подзаработать. Здесь Moonlighter и формирует свой затягивающий геймплейный цикл: перемещение в «данж» → получение лута → возвращение в деревню → продажа лута → покупка апгрейдов. Как и любая отличная идея, звучит бесконечно просто, но каждый из этих элементов имеет свою глубину и различные мелкие механики.

Самой знакомой частью игры для широкой аудитории, безусловно, станут сами подземелья. Структура больше всего напоминает The Binding of Isaac или Enter the Gungeon, но общая идея будет понятна всем любителям популярных в последнее время «рогаликов». Локация всегда состоит из трех этажей и босса на последнем из них. При этом количество комнат на этаже, их порядок и расположение относительно друг друга генерируются случайно. Сами комнаты же все-таки следуют предопределенным шаблонам, но таковых великое множество, так что повторения начинают встречаться отнюдь не скоро.

Большую часть ресурсов Уилл добывает из поверженных врагов, так что без боевых навыков ему не обойтись. Тут Moonlighter определенно блекнет на фоне именитых представителей жанра, но не могу сказать, что это для меня удивительно — если в «Айзеке» в боях вы проводите все свое время, то тут это лишь одна из двух центральных идей.

Уилл может перемещаться во всех направлениях, но атакует только в четырех основных. Поначалу это сильно путает, но со временем привыкаешь, хотя и не совсем понятно, зачем вообще было заставлять привыкать. Недостаток направлений атаки разработчики компенсируют обширными хитбоксами, которые задевают даже тех врагов, которых задевать не должны. Иногда это позволяет наносить урон сквозь непроходимые препятствия, но в целом выглядит как попытка упростить геймплей для менее искушенных игроков.

Ассортимент оружия можно перечислить в одном предложении: клинок с щитом, двуручный меч, копье, перчатки и лук. Тут все могло быть гораздо интереснее. Лично мне бы хотелось видеть еще хотя бы столько же видов вооружения. Кроме того, не все из уже существующего работает отлично — на мой взгляд луки в контексте существующих врагов практически неприменимы, а щит слишком неудобно использовать, когда выставить ты его можешь только в четырех направлениях, а многие атаки прилетают с абсолютно любого угла.

В любой момент можно меняться между двумя видами выбранного оружия, и каждое из них обладает двумя движениями: если у клинка с щитом это нападение и защита, то у лука обычный и заряженный выстрелы, а у копья короткий и длинный выпады. Еще наш герой умеет кувыркаться, что позволяет ему перелетать через мелкие пропасти, избегая урона от атак противников, и использовать различные зелья, от лечебных до усиливающих.

Вне зависимости от степени прохождения того или иного подземелья, вы непременно попадете в ситуацию, когда инвентарь будет ломиться от количества отобранных у поверженных врагов предметов. Слотов в нем ощутимо меньше, чем иконок на дисплее вашего iPhone, а расширить глубину рюкзака героя невозможно. К тому же сами разработчики тут подкладывают свинью, представляя концепт проклятий — негативных эффектов некоторых из подбираемых ништяков. К примеру, какой-то лут можно будет расположить только в крайних левых или крайних правых слотах инвентаря, а какой-то реликт уничтожит соседний слот по возвращению в деревню. Есть и приятные особенности, вроде возможности расположить вещи так, чтобы дешевая превратилась в дорогую.

Все это выглядело крайне интересно и заставляло меня представлять, насколько трудные дилеммы мне предстояли в будущем, где приходилось бы постоянно решать между рискованным продолжением пути и уже накопленным добром, между дорогим товаром с плохим свойством и более дешевым. Но оказалось, что если специально подобную цель себе не ставить, то решать не придется вообще.

Дело в том, что у Уилла в распоряжении оказываются три устройства: зеркало, подвеска и катализатор. Зеркало позволяет моментально превратить в золото не самые нужные предметы по заниженной стоимости, подвеска за скромную сумму в любой момент перенесет игрока и все его вещи обратно в город, а катализатор, хоть и стоит в несколько раз дороже, не только обеспечит безопасность Уилла, но и оставит обратный телепорт в ту самую точку, в которой вы остановились, чтобы этажи не приходилось проходить заново.

Если рюкзак у вас уже заполнен, то даже самую дорогую и «имбовую» опцию, катализатор, вы легко отобьете по стоимости чуть ли не в десять раз. Конечно, можно специально не прибегать к подобным приемам, но, чтобы заработать достаточно денег, все равно придется часто возвращаться, так что специально растягивать себе прохождение игры не очень хочется. И для меня это полностью обесценило отличную в остальном идею управления инвентарем.

Записки юного капиталиста

Каждое возвращение в город относит нас ко второй центральной идее Moonlighter — той, что про торговлю. Тут все одновременно просто и безумно увлекательно. Обычно накопленный лут первым делом оказывается в одном из сундуков для хранения, а затем бережно выставляется на прилавки магазина. Рекомендуемые цены вам никто не говорит, так что поначалу стоимость товаров формируется наобум, а затем, в зависимости от реакций посетителей корректируется в ту или иную сторону.

Потенциальные покупатели подходят к прилавкам, и спустя пару секунд осмотра реагируют на цену соответствующим образом. Если она совсем уж дикая, то над их головами появится очень грустный смайлик, а если лишь немного завышена, то скорее злой. Адекватной цене они улыбнутся, а если вы совсем продешевили, то с глазами по пять копеек побегут вместе с покупкой к кассе.

Информация о товарах и реакциях на различные их цены бережно записывается героем в записную книжку, так что запоминать все не придется. Более того, когда вы будете выставлять один и тот же предмет на продажу несколько раз, игра автоматически предложит максимальную цену, по которой его покупали. Как будто уже описанного было мало, так и еще и система спроса тут присутствует — если продавать слишком много одинаковых вещей, то их популярность, а соответственно и стоимость, будет снижаться из-за перенасыщения рынка, в то время как те, что вам не удавалось добыть, будут становиться все желаннее.

По всем правилам ведения бизнеса, доходы в Moonlighter надолго в карманах Уилла не оседают — их тут же стоит пускать в обратно дело, ведь золото тут пригодится буквально для всего. Можно начать с улучшений собственного магазина — простой апгрейд увеличит количество прилавков, максимальное количество посетителей и в целом даст больше пространства для всяческих аксессуаров, заставляющих гостей задерживаться подольше или оставлять больше чаевых. Есть и более специфические вложения, вроде специальной корзины для товаров со скидкой, обновленной кровати для бонусов после сна или нового кассового аппарата. Со временем даже появится возможность принимать специальные заказы от покупателей — на определенную добычу или убийства монстров.

Если состояние «Лунного света» вас устраивает, то можно развивать окружающую инфраструктуру, приглашая в Риноку других торговцев и ремесленников. Фактически обязательны для прохождения кузнец Андрей, который сможет изготовить для Уилла любую броню и оружие, и чаровница, готовая за небольшую плату сварить нужное зелье. Для любого крафта необходимо иметь не только деньги, но и ресурсы, так что совсем бездумно продавать все не стоит. Чтобы не забыть, что продавать не стоит, нужные элементы можно добавить в список желаемого, и они везде будут помечены звездочкой — удобнее не придумаешь.

За довольно крупную сумму можно пригласить в город банкира, чтобы капитал работал на вас даже тогда, когда вы не работаете на него, а еще не помешает конкурент в лице спекулятивного француза Жюльена из «Ле Торгаша» — он продает предметы из уже посещенных подземелий, так что за совершенно неадекватную сумму у него можно быстро раздобыть нужную часть для крафта.

На технической части подробно останавливаться не хочется — выглядит все прекрасно, да и в принципе современные разработчики все реже промахиваются в подобных аспектах. Стоит отметить отличное звуковое сопровождение — музыка здесь написана разная не только для каждой активности, но и для времени суток, а в зависимости от того, с каким героем у Уилла идет беседа, она еще и приобретает различные акценты. Например, в диалоге с французским торговцем мелодия приобретает изысканные черты, а в разговоре с кузнецом Андреем отчетливо слышно, что ритм задается ударом молота о раскаленную сталь.

По некоторым геймплейным роликам Moonlighter легко может напомнить упрощенную версию условного The Binding of Isaac — это то ощущение, от которого точно нужно отказаться перед прохождением игры. Главная фишка тут определенно не в боевой системе, и бесконечную реиграбельность тоже ожидать не стоит. Для меня проект стал почти что медитативным опытом, где я раз за разом выполнял привычный геймплейный цикл, наслаждаясь безумно уютной атмосферой, и где-то на фоне слушал интересный мне подкаст. Но есть стойкое ощущение, что у разных игроков это приключение на десяток-другой часов выйдет совершенно разным, ведь только вам решать, торговец Уилл или герой.


8
Хорошо

Что хорошо:

  • Понятный и затягивающий геймплейный цикл
  • Увлекательная торговля
  • Уютная атмосфера
  • Красивая музыка

Что плохо:

  • Поверхностная боевая система
  • Безнаказанность телепортаций
Андраник Арутюнян

Главный редактор сайта и группы. По ночам мне снятся Геральт и Райден. Знаю, что это ненормально, но не предпринимаю попыток поправить ситуацию.

Комментарии:

Leave a Reply

X