Shadow of the Tomb Raider. Рецензия

Изначально, наверное, не было смысла ожидать от заключительной части перезапуска Tomb Raider чего-то особенного — все мы знали, что игру отдали Eidos Montreal, в то время как создатели всех последних проектов про Лару, Crystal Dynamics, им лишь немного помогали. Конечно, можно было тешить себя мыслью, что авторов Deus Ex пригласили, чтобы наконец-то заполнить игру хоть сколько-нибудь осмысленными диалогами, но и этого не произошло.

Это не означает, что на Shadow of the Tomb Raider нужно ставить крест и идти мимо — подобных игр все еще крайне мало, и последняя часть трилогии продолжает преуспевать во всех аспектах, что давались ее предшественницам. Но довольно обидно, что с 2013 года нам все объясняли и показывали какая эта обновленная Лара человечная и уникальная — а спустя почти пять лет мы так ее и не узнали.

Жанр: Экшен
Разработчик: Eidos Montreal
Издатель: Square Enix
Мультиплеер: Отсутствует
Локализация: Полная
Платформы: PS4, Xbox One, PC
Дата выхода: 14 сентября 2018 года
PS Store: goo.gl/3Y6eDH

Хотя где-где, но в этой части разработчики всеми силами (кроме сценарных, разумеется) пытались показать нам, что персонаж Лары Крофт вообще существует, и у него есть свои особенности и своя мотивация. Игра с самого начала сует нам в лицо все якобы присутствующие внутренние противоречия Лары. Вот она в Мексике эгоистично забирает кинжал майя, чем запускает локальный апокалипсис. А вот она гладит лам в Перу. Вот на ее глазах погибает ребенок вместе с половиной населения города, но она даже не думает остановится и помочь. А вот она в маленькой деревне помогает вернуть игрушку мальчику.

На подобных нелепых контрастах можно поймать практически любую игру, но проблемой Shadow of the Tomb Raider является то, что помимо них ничто и не описывает Лару как персонажа. Она почти не делится своими переживаниями ни с игроком, ни со своим единственным другом Ионой. Ее мотивация борьбы с организацией «Тринити» напоминает мотивацию борьбы Ассасинов с Тамплиерами: в обоих случаях мы зачем-то продолжаем битвы прошлых поколений — лишь бы другой стороне ничего не досталось.

Стоит отметить, что ближе к концу игры ее образ все-таки начинает двигаться в каком-то осмысленном направлении, и даже подчеркивается через геймплей, но а) слишком поздно и б) все еще нерешительно.

Если уж Лару качественно прописать не смогли, то об остальных персонажах не может быть и речи — ничего выдающегося вы тут точно не найдете. История же имеет свои интересные моменты, но явно не увлечет игрока на долгие часы сама по себе. Зато есть кое-что, что увлечет. И тут мы заканчиваем с негативом и переходим к позитивным сторонам.

Возможно это непопулярное мнение, но мне Shadow of the Tomb Raider нравится куда больше прошлой части. И дело тут не только в отсутствии сибирской клюквы и прочих атрибутов советского сеттинга в исполнении американской команды, но и в том, как новая студия сместила акценты в геймплее.

Мне кажется, что в заключительной части трилогии разработчикам наконец удалось отодвинуть Tomb Raider достаточно далеко от Uncharted, чтобы не вызывать больше глупых сравнений. И правда, количество перестрелок сократилось в разы, а вот исследование, гробницы и головоломки, напротив, довольно сильно прокачали.

В те редкие моменты, когда Ларе все же приходится сражаться с врагами — чаще всего открытого конфликта возможно избежать. Умений для стелса здесь больше, чем когда-либо, и можно с уверенностью сказать, что теперь это основной способ прохождения игры. Из Лары здесь буквально сделали хищника — где еще можно измазаться в грязи, чтобы героиню было сложнее заметить. К обычным скрытным убийствам добавилась возможность фактически вешать врагов на ветках деревьев, а прятаться теперь можно не только в кустах, но и сливаясь со стенами, как заправский Солид Снейк в MGS4.

Большую часть времени же игрок потратит на исследование полуоткрытого мира — как по сюжету, так и в своих личных целях. Список занятий, в целом, не изменился: охота, собирательство, изучение языков, поиск реликвий и расхищение гробниц. Но зато их плотность и качество заметно выросли. На фоне глупейших и нелогичных головоломок из прошлой части — сплошное удовольствие. Почти все из них даются без особых проблем, но «автоматически» их решить не получается, что самое главное. Да и креатива некоторым гробницам не занимать.

Перенос действия в теплую Южную Америку поспособствовал и большему количеству разнообразных затопленных пещер и других водных биомов. В одном месте под водой вы найдете обычную безделушку, а в другом — вход в гробницу. Появился даже подводный стелс, где от опасных рыб нужно прятаться в водорослях, а еще иногда нужно пополнять запасы кислорода подплывая к воздушным карманам — настолько долго иногда приходиться исследовать подводные окрестности.

Это не является заслугой новой части, но хочется заметить, насколько интересны местные собирашки — обычно каждая рассказывает что-то важное о мифологии инков, майя или приключениях конкистадоров. Причем читать это все необязательно — каждое описание уже было заботливо озвучено прекрасной Камиллой Ладдингтон и ее локализованными аналогами.

Во всей этой бочке меда, конечно, не обошлось без ложки дегтя — на мой взгляд игре не хватает лишнего месяца спокойной разработки. При всех своих прелестях, в головоломках все-таки проскакивают совершенно нелогичные моменты, на которые натыкаешься чуть ли не случайно. Исследование мира, в свою очередь, иногда страдает из-за не совсем понятного расположения маркеров — один раз я тридцать минут плавал под водой в поисках входа в гробницу, чтобы в итоге узнать, что вход вообще находится в другом конце пещеры, и к тому же без дробовика внутрь все равно не попасть.

Отдельное спасибо разработчикам хочется сказать за довольно гибкие настройки игры. К примеру, если речь идет о сложности, то менять можно как сложность игры целиком, так и отдельные ее составляющие: бои, головоломки и исследование. Если с первым все понятно, то головоломки, в зависимости от выбранной сложности, будут подсвечиваться, снабжаться комментариями Лары или вовсе никак себя не выдавать. Похожая ситуация и с исследованием — на легком маршрут будет ярко выделен белой краской, на среднем будет меньше времени на захват уступов, а на сложном не будет ни краски, ни времени, ни «орлиного зрения» для поиска предметов.

Без проблем можно менять и настройки локализации, причем особенно меня, как любителя максимально аутентичной озвучки, заинтересовала возможность заставить коренных жителей латинской америки говорить на своем диалекте. Судя по описанию, это должно способствовать погружению в атмосферу, но выглядит в итоге это просто комично — Лара говорит на чистейшем английском, но ее все понимают и отвечают на родном языке. Однако попытка, в любом случае, достойная.

Владельцам PS4 Pro дополнительно доступна настройка графического режима — вместо 4К можно выбрать разблокированную частоту кадров, если средний показатель в 45-50 кадров в секунду вас не смущает.

В итоге из Shadow of the Tomb Raider получился довольно интересный проект — особенно мне понравилось то, что разработчики окончательно выбрали свою нишу и максимально дистанцировались от всеми любимой серии Uncharted. Здесь почти нет сумасшедших экшен-сцен — лучше, чем у Naughty Dog все равно не выйдет. Больше никто не вываливает на вас тонны врагов — с этим тоже прекрасно справляются известные коллеги, как и с проработкой персонажей. Зато вот со стелсом, головоломками, исследованием и исторической сводкой у них никогда не ладилось, и именно этими аспектами Shadow of the Tomb Raider привлекает.

Да, хотелось бы, чтобы сюжет тут хоть сколько-нибудь работал, и хотелось бы, чтобы за пять лет серия сделала более уверенный шаг вперед. А сколько тут упущенных возможностей — ух! Но если не фокусироваться на негативе, то мы получили очередную хорошую игру в довольно пустом на сегодняшний день жанре. Одиночную, без наполнения ради наполнения и с довольно компактным миром, который не заставляет вас тратить часы жизни на передвижение от одной миссии к другой. Судя по комментариям в интернете, как раз то, чего всем вокруг не хватает. Ну а выверенный и кинематографичный сюжет оставим другим студиям — тут и без него, к счастью, есть чем заняться.


7.5
Хорошо

Что хорошо:

  • Баланс между исследованием и боями
  • Загадки и головоломки
  • "Полезные собирашки"

Что плохо:

  • Сюжет почти не вызывает эмоций
  • Лара Крофт так и не раскрылась
  • Мелкие геймплейные огрехи

Комментарии:

1 Comment
  1. «ИгроМир» и Comic Con Russia 2018 — Мир PlayStation
    19.10.2018 at 00:32

    […] от всех находились зоны Shadow of the Tomb Raider и Call of Duty Black Ops 4. О первой и говорить нечего, игра уже […]

    0

Leave a Reply

X