«ИгроМир» и Comic Con Russia 2019 — в ожидании некстгена и Кодзимы

«ИгроМир» и Comic Con Russia 2019 — в ожидании некстгена и Кодзимы

В материале 2018 года мы уже писали о многочисленных проблемах текущего формата «ИгроМира»: бесконечные очереди, малое количество уникальных активностей и ностальгия по 2006 году, когда все мы (включая зарубежных издателей) думали, что рынок видеоигр в России совсем скоро догонит Европу. Этого не произошло, но зато сама выставка из года в год постоянно расширялась, превращаясь в главный и единственный праздник русскоязычного игрового сообщества.

Затем вместе с «ИгроМиром» начали проводить и российский Comic Con, в рамках которого на выставку стали приезжать зарубежные звезды. К сожалению, подобное решение не могло не отразиться на качестве игровой выставки. Пока Comic Con становится все больше и больше, «ИгроМир» постепенно превращается в тусовку производителей «железа», отодвигая видеоигры на второй план.

Однако в этом году «ИгроМир» выглядел гораздо интереснее, и в рамках рекламной кампании Death Stranding на выставку пожаловал Хидео Кодзима — не только популярный «мем», но и одна из самых уважаемых и известных личностей игровой индустрии. Стало ли появление Хидео событием и чем-то новым для «ИгроМира»? Однозначно да. Но, к сожалению, кроме именитого геймдизайнера игровой выставке похвастаться практически нечем.

Не в последнюю очередь это связано с тем, что уже в следующем году нас ждет новое поколение домашних игровых консолей (как было на «ИгроМире» 2013), а значит в этом году производители и издатели уже не спешат раскидываться деньгами и привозить проекты на не самый важный в глобальном смысле ивент. Это произошло и с E3 2019, и c Gamescom 2019. Но если последние проводятся на западном побережье США и в центре Европы, привлекая журналистов со всего мира, то «ИгроМир» остается исключительно российским развлечением. Отсюда и отсутствие громких анонсов.

К примеру, несмотря на то, что именно PlayStation привезли в Москву японского геймдизайнера, самой зоны PlayStation обнаружено не было. Никаких стендов с PSVR, никаких турниров по Gran Turismo Sport — единственное упоминание PS4 можно было найти лишь в зоне Mortal Kombat 11.

Microsoft была на «ИгроМире», но возможностью поиграть в уже вышедшую Gears 5 едва ли кого-то удивишь. Nintendo традиционно расположились в зале Comic Con и не стали менять формат своих стендов: сцена с ведущим, соревновательная зона и стойки со «свитчами», на которых можно было опробовать как уже вышедшие проекты, так и еще разрабатываемые. Наибольший интерес представлял «Ведьмак 3». Несмотря на заметное снижение качества картинки и незначительные просадки FPS гибридная консоль достойно вытягивает эту огромных масштабов игру.

У Blizzard, как обычно, было весело: большое количество талантливых косплееров и их дефиле, шоу-матчи по Overwatch, приглашенные гости и Lego-наборы. А вот новая Call of Duty в этот раз обошла выставку стороной, в силу тех или иных причин.

Отдельный зал остался у производителей игрового «железа», и он, наверное, представлял наибольшую ценность для посетителей выставки, так как там постоянно проводились розыгрыши и викторины. Засветились компании МТС и М.Видео — у последней даже была своя М.Видео Electronics Show в соседнем павильоне, на которой показывали различные гаджеты и устройства, вроде печально известного Samsung Galaxy Fold.

Главным анонсом, как это не смешно, отметилась компания Vivo — они показали новый смартфон и в целом топили за мобильный гейминг на примере PUBG Mobile. В этом, конечно же, нет ничего плохого, но и рассказывать, сами понимаете, не о чем.

Итого, поиграть можно было в DOOM Eternal, Wasteland 3, Darksiders Genesis, Minecraft Dungeons, Desperados 3, ремейк SpongeBob SquarePants: Battle for Bikini Bottom и портативную версию третьего «Ведьмака» — негусто. Разумеется, это не весь список доступных игр, но лишний раз упоминать Gears 5, Mortal Kombat 11 и уже не первый год доступный Biomutant как-то не хочется.

В результате, из невышедших игр, крупными стендами обзавелись только Cyberpunk 2077 и Watch Dogs Legion. Ни в одну, ни в другую поиграть было нельзя, но можно было попасть в импровизированный кинотеатр и посмотреть геймплей.

CD Projekt RED привезли на «ИгроМир» тридцатиминутное геймплейное демо — его сокращенную версию публике уже показали в конце августа. Интерес представляли демонстрация разных способов прохождения (в ролике то и дело переключались между двумя разными классами персонажей) и возможность впервые услышать русский дубляж. О его качестве судить не приходится, так как записано все было, очевидно, с первого дубля, но мат в локализации остался — не беспокойтесь. За просмотр посетителям выдавали тематические мешки для обуви. Приятно.

В случае с Watch Dogs Legion ничего специально припасенного для «ИгроМира» не оказалось, но зато геймплей показывали не записанный заранее, а в прямом эфире. Там в основном рассказывали о вербовке жителей Лондона в DedSec и системе взаимоотношений между ними (например, убийство случайного прохожего может привести к конфликту с его родственником).

И в бизнес-день, и в остальные на все стенды стояли огромные очереди, так что удовольствие это в любом случае сомнительное. Если в 2016 году можно было отстоять очередь и одним из первых поиграть в Horizon Zero Dawn, то сейчас сложно оправдать подобную трату времени и сил.

Зато вот где очереди, в теории, стоили того, так это у необычайно скромной будки с продукцией Kojima Productions — потратив там 2000 рублей можно было получить возможность сфотографироваться с самим Хидео Кодзимой или сходить на закрытый показ его новой игры. Ассортимент был довольно ограниченный: три вида футболок, два вида постеров, два вида значков и термобутылка. Безусловно, организовать событие подобного масштаба было сложно — недовольных всегда будет большинство, ведь времени у гения в обрез.

Но с точки зрения простого обывателя, система могла быть и справедливей. Самый ранний доступ на «ИгроМир» получают косплееры и участники, затем пускают прессу и покупателей VIP-билетов, в то время как обычные посетители выстраиваются в огромные очереди на вход. В результате, уже спустя пять минут после открытия, получить заветный браслет с Кодзимой невозможно — впереди далеко за сотню людей, многие из которых и не знакомы с работами Хидео.

В итоге огромные очереди за мерчом (Кодзимой), соседствующие с зоной «Близзов» создают такое столпотворение, что находиться там дольше нескольких минут не возникает никакого желания. Было бы логично заранее распределить места в очереди или хотя бы дать посетителям понять, сколько всего есть слотов, и с какого момента вы стоите в очереди лишь за самими товарами. Одновременно с этим не обремененные совестью люди влезали в очередь со всех сторон, и никто из организаторов за этим не следил. С другой стороны, в субботу Кодзима лично подошел к своей будке и оставил там автограф, так что посмотреть на него вблизи людям все равно удалось.

Мы посетили как закрытый показ Death Stranding, так и фотосессию с самим Кодзимой (за что огромное спасибо российскому представительству PlayStation), и только фото с гением стоило того. Закрытый показ, к сожалению, ограничился 45 минутами геймплея, который мы уже видели в рамках TGS 2019 более месяца назад. Ничего нового, кроме небольшого рассинхрона  звука, зрителям не показали. Зато совместную панель Хидео Кодзимы и Мадса Миккельсена могли увидеть все желающие — на сцене Comic Con знаменитости отвечали на вопросы фанатов, и это было действительно круто.

Comic Con свой формат также не меняет, но постепенно разрастается. Как всегда, большую часть занимают разнообразные лотки, в которых можно приобрести комиксы, фигурки и прочую гиковскую сувенирную продукцию. В Аллее Авторов расположились художники разной величины, готовые с радостью рассказать о своих творениях.

Приглашенными гостями стали актеры Мадс Миккельсен («Ганнибал», «Звездные войны») и Эндрю Скотт («Шерлок», «Черное зеркало»). В Аллею Авторов же заглянул Тэд Стоунс, создатель мультфильмов «Черный Плащ» и «Чип и Дейл». Федор Бондарчук привез свой фильм «Вторжение», Дмитрий Глуховский представил экранизацию «Метро 2033», Тимур Бекмамбетов показал прессе 10 серий своего нового сериала для Snapchat. И это только начало — интересных событий было заметно больше, чем на «ИгроМире».

Больше про российский Comic Con ничего говорить бы не хотелось, если бы двумя неделями ранее мне бы не посчастливилось посетить Comic-Con Baltics, который проводили в Вильнюсе. Именно в сравнении с балтийским конвентом я, наконец, понял, чего так не хватает в России — взаимодействия.

Вместе с уже привычными нам косплеем, магазинами и играми на балтийском Comic-Con ежедневно проводились лекции и семинары от приглашенных гостей. Причем масштаб был совершенно разный — от создателя комиксов «Цианид и счастье» до совсем неизвестных людей, но каждому было, что рассказать, и каждому можно было задать любой вопрос. Так, я узнал все подробности приемов, использующихся при создании манги, выслушал рассказ о нелегком деле косплеерши и поговорил с создателем «Цианида и счастья» о цензуре в социальных сетях. И неожиданно из ярмарки выставка превратилась в действительно полезный и интересный ивент, погружающий тебя в культуру и  позволяющий узнать новой за счет знаний других людей. Такого же хотелось бы и у нас.

В этом году «ИгроМир» и Comic-Con Russia посетило более 183 тысяч человек — из года в год эта цифра растет, а вместе с ней и время, проведенное в бесконечных очередях. Честно сказать, я не представляю, как с этим справляются посетители в субботу или воскресенье, если в одной только очереди на футболки по Death Stranding люди стояли по четыре часа и более.

И «ИгроМиру», и «Комик Кону» уже давно пора что-то поменять — как минимум, разделиться и расширить географию — недостатка в посетителях явно не наблюдается. Определенные предпосылки к этому тоже есть — Comic Con теперь проходит и в Санкт-Петербурге, и Москве, что должно было немного разгрузить залы Крокус-Экспо.

Разумеется, «ИгроМир» все еще остается главным фестивалем для российских геймеров — альтернатив нет, а увидеть талантливых косплееров и фанатов всех возрастов всегда приятно. Но рекомендовать выставку становится все сложнее — при всей нашей бесконечной любви к CD Projekt RED и Кодзиме, многочасовые очереди едва ли стоят демонстрации уже показанного геймплея. Но это проблемы скорее не издателей, а организаторов — уж слишком мало вокруг других развлечений.

Андраник Арутюнян

Главный редактор сайта и группы. По ночам мне снятся Геральт и Райден. Знаю, что это ненормально, но не предпринимаю попыток поправить ситуацию.

Leave a Reply

X